banner
Главная Копилка методиста

     Нетрадиционные формы книжных выставок появились в библиотеках в последние десятилетия. Учитывая возрастающие потребности и все более разнообразные интересы читателей, библиотекари стремятся сделать выставки более интересными и привлекательными. Для этого используются самые разные приемы. Те из них, которые получили поддержку и признание читателей, развиваются и совершенствуются. Так, в последние годы в библиотечной практике широко используются следующие нетрадиционные формы книжных выставок:

 • книжная выставка-дискуссия;

 • книжная выставка-словарь;

 • выставка одной книги (журнала, газеты, публикации);

 • выставка-викторина, выставка-кроссворд, выставка-конкурс;

• выставка-игра, выставка-лото

 • выставка-диалог:

 • выставка-хобби,

 • выставка-экспозиция (выставка-мастерская, выставка-ателье, выставка-кладовая, выставка-огород);

 • выставка-размышление;

 • выставка-признание;

 • выставка-символ;

 • выставка-досье (литературное досье читателя),

• выставка-бенефис читателя и т.д.

     Что представляет собой книжная выставка-дискуссия? Цель книжной выставки-дискуссии — вызвать у читателей желание поспорить, подискуссировать, высказать свое мнение по какому-либо вопросу или теме. Для этого на выставке должна быть представлена литература, освещающая данную проблему с разных точек зрения. Чаще всего выставки-дискуссии посвящают какой-то персоне, историческому или политическому лицу, деятельность которого нельзя оценить однозначно, или какой-либо теме, проблеме, на данный момент не решенной.

     Пример персональной выставки-дискуссии: «Космические пришельцы: за и против» Разделы:

1. «Да, они действительно прилетают!»

2. «Нет, они существуют лишь в нашем воображении».

Цитата:

Есть многое на свете, друг Горацио,

Что и не снилось нашим мудрецам.

В. Шекспир

Или: «Истина где-то рядом».

Цель выставки — заинтересовать читателей загадочными и порой необъяснимыми явлениями, познакомить с разными точками зрения на них, вызвать желание поразмышлять на эту тему, высказать свое мнение.

     Для чего в библиотеках оформляется книжная выставка-словарь? Цель этой выставки — объяснить значение каких-либо терминов и понятий, а также представить дополнительную информацию о них. Могут быть выбраны самые разные понятия и термины — экономические (инфляция, дефолт), политические (инаугурация, импичмент), искусствоведческие, литературоведческие и др.

     Названиями разделов выставки становятся понятия и их определения, взятые из словаря и оформленные на отдельных листах бумаги так же, как цитаты. Рядом располагаются книги, статьи из газет и журналов, содержащие подробную информацию об этих понятиях.

     Пример книжной выставки-словаря: «Из копилки деда Литературоведа». Цель выставки — объяснить значение некоторых литературоведческих терминов, познакомить с интересными материалами, раскрывающими их содержание, которые помогут подготовить устное сообщение для урока литературы, написать сочинение, реферат.

Разделы:

1. ПРОТОТИП — реальное лицо, послужившие автору для создания литературного героя, образа, типа.

2. Псевдоним — выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает свое произведение.

3. Пародия — комический образ художественного произведения, стиля, жанра.

4. ПЛАГИАТ — литературное воровство, публикация чужого произведения или его части под своим именем.

     Как правильно оформить выставку одной книги? Цель - заинтересовать читателей какой-то определенной книгой, достичь этого можно, если представить на выставке разнообразный материал, который помогает раскрыть содержание книги и способствует более глубокому ее пониманию.

     Это может быть следующая информация:

• об авторе книги, его жизни и творчестве;

• об истории создания книги;

• о прототипах героев произведения, их судьбе;

• литературный анализ произведения, высказывания о нем критиков и писателей;

• рассказы известных людей и читателей библиотеки о роли этой книги в их жизни;

• об экранизации произведения; рассказы режиссера и актеров о работе над фильмом и др.

     На выставке также могут быть представлены разные издания этой книги, иллюстрации, выполненные разными художниками, фотокадры из фильмов-экранизаций, ноты, кассеты с записью музыки к фильмам и т.д.

     Очень важно для такой выставки правильно выбрать книгу. Она должна быть яркой, содержательной, интересной, не рядовой. Это может быть классика — прошлых веков и современная. Или краеведческая книга.

     Зачем в библиотеках оформляют «выставки забытых книг»? Правильнее было бы назвать их — «выставки незаслуженно забытых книг». Задача таких выставок — напомнить о хороших художественных и научно-популярных книгах, которые по каким-то причинам не пользуются популярностью у читателей. Особенно велико значение этих выставок для читателей-детей. Многие из них читают современную детскую литературу и совсем не знают книг, которыми зачитывались их родители.

     Выставку можно так и назвать — «Любимые детские книги наших пап и мам» или «Эти книги читали наши бабушки». Такие выставки очень актуальны не только потому, что способствуют взаимопониманию поколений. Они помогают вернуть современным детям так необходимые для их развития книги нравственно-этической направленности — произведения Владимира Железникова, Владислава Крапивина, Юрия Яковлева, Альберта Лиханова, Анатолия Алексина.

     Что представляет собой книжная выставка-диалог? Книжная выставка-диалог — это заочный разговор, ‘заочное общение читателя и библиотекаря. Читатели задают вопросы, библиотекари отвечают на них с помощью книг.

     Организации выставки предшествует большая подготовительная работа. Примерно за месяц до ее оформления рядом с кафедрой выдачи можно поставить склеенный из плотной бумаги тетраэдр, (треугольную пирамиду). На двух гранях написать обращение к читателям:

     Уважаемый читатель! Вас волнуют сотни вопросов, на которые Вы не можете ответить сами: о дружбе, о любви.... Об этом и о многом другом Вам поможет узнать книжная выставка «Жизнь ставит проблемы». Вы можете письменно, не указывая своего имени, задать вопросы, интересующие Вас. Мы постараемся найти на них ответы в книгах и журналах.

     На третьей грани тетраэдра можно прорезать щель, куда читатели будут опускать записки с вопросами. Рядом с пирамидой положить бумагу и карандаш. Все вопросы библиотекари читают, объединяют похожие, затем подбирают литературу, в которой содержатся ответы на них. Отобранные источники располагаются на выставке по разделам, названиями которых становятся вопросы, заданные читателями.

     Выставка-диалог наиболее эффективна в работе с читателями-подростками и юношеством, которые в силу возрастных психологических особенностей не могут задать интересующие их вопросы библиотекарю устно. Темы для таких выставок могут быть самые разнообразные — дружба, любовь, межличностные отношения подростков со сверстниками, родителями, учителями, курение, алкоголизм, наркомания.

Пример:  выставка - диалог "Экология: тревоги и надежды".

Цитата:

Я  сорвал цветок,
И он завял.
Я  поймал жука,
И он умер.
И тогда я понял,
Что прикоснуться
К красоте
Можно лишь сердцем…

Рубрики:

Планета в опасности?

Жалобная книга леса.

Ты в ответе за всех, кого приручил…

Вместе жить или вместе умиреть? /Тревоги родного края/

Экология души /Возвысим душу до добра/.

     В каких случаях лучше использовать в библиотеке книжную выставку-викторину и книжную выставку-кроссворд? Цель этих выставок — стимулирование интереса читателей-детей к чтению книг по какой-то теме, проблеме. Поскольку мотивация и желание изучать какую-либо тему у многих детей слабы или вовсе отсутствуют, на помощь библиотекарю приходит книжная выставка-викторина. Часто она играет роль своеобразного «пряника», которым библиотекарь «приманивает» детей к чтению определенных книг.

     Методика разработки этой выставки аналогична тематической. Отличие здесь в том, что библиотекарь составляет вопросы, ответы на которые дети найдут в книгах, представленных на выставке. Эти вопросы оформляются на листе бумаги и помещаются на выставку.

     Можно подойти к оформлению творчески. Например, разработать выставку-викторину «Чудо-дерево Корнея Чуковского». Из природного материала, картона, бумаги сделать «чудо-дерево» и поместить его между двумя выставочными стеллажами, на которых представлены разные издания книг Чуковского и информация, о писателе. Из ватмана, цветной бумаги вырезать листочки, написать на них вопросы викторины и прикрепить к веткам «чудо-дерева». Самых активных читателей, правильно ответивших на все вопросы викторины, обязательно поощрить после подведения итогов.

     Аналогично оформляется книжная выставка-кроссворд, только вместо вопросов викторины составляется кроссворд, который ребята разгадывают с помощью книг, представленных на выставке.

     Чем отличается от других выставка-конкурс? Цель — не только стимулирование интереса к чтению, но и воспитание культуры чтения. Конкурс, как правило, состоит из нескольких этапов, на каждом из которых детям предлагается выполнить разные задания. Вначале задания сравнительно просты: прочитать книги с выставки, ответить на вопросы. На следующих этапах задания усложняются, приобретают творческий характер — нарисовать иллюстрацию, написать отзыв, сочинение, рассказ, реферат по теме выставки, изготовить поделку, самодельную книгу и тд. Вся информация о конкурсе должна быть представлена на выставке. Работы всех участников (или призеров и победителей конкурса) после подведения итогов экспонируются на этой или специальной выставке (например, «Мы рисуем сказку»).

     Что такое выставка-хобби? Хобби в переводе с английского — увлечение, любимое занятие для себя, на досуге. Кто-то из наших читателей коллекционирует пуговицы, кто-то прекрасно вышивает или выжигает по дереву, а кто-то с увлечением строит из спичек макеты соборов и церквей. С согласия и с помощью читательницы, увлекающейся бисероплетением, можно оформить в библиотеке выставку «Бисерная сказка». На выставке будут представлены книги и статьи по истории и технологии бисероплетения, различные изделия из бисера, выполненные читательницей, ее советы начинающим мастерицам.

     Вместо цитаты можно поместить высказывание читательницы о роли и значении этого увлечения в ее жизни. Уместны будут на выставке фотографии мастерицы за своим любимым рукоделием и некоторые ее биографические данные.

     Интересной получится выставка-хобби читателя, увлеченного какой-либо личностью, темой, проблемой (например, творчеством Виктора Цоя) и собирающего материал по этой теме. С его помощью мы можем оформить выставку, на которой представим материалы и документы из личной коллекции читателя. Информация об этом обязательно должна быть на выставке, а читатель может проводить у выставки беседы. Ограничений при выборе читателя, увлечение которого мы представляем на выставке-хобби, нет. Это может быть читатель-ребенок, его родители, бабушка, дедушка, может быть и сам библиотекарь, а может — целая семья.

     В последнее время в библиотеках большой популярностью пользуются книжные выставки, создаваемые совместно читателем и библиотекарем. Подобные выставки — результат высокого уровня их отношений. С одной стороны, таким способом библиотекарь благодарит читателя за многолетнее сотрудничество с библиотекой, с другой — показывает читателям, какой интересной личностью можно стать, каких творческих высот достичь, если любить книгу и активно посещать библиотеку.

     К таким выставкам относится и выставка-досье («Литературное досье читателя», «Из читательского формуляра...» и т.д.). Здесь обычно представлены любимые книги нашего читателя, его портрет, автобиография, ответы на вопросы анкеты, высказывания о роли книги и библиотеки в его жизни, а также отзывы, мнения, впечатления о прочитанных книгах, советы и рекомендации другим читателям. Особенно интересной для читателей-сверстников будет выставка-досье читателя-подростка. Именно в этом возрасте главную роль в выборе книг для чтения играет мнение сверстников, а не взрослых.

     Сегодня в детских библиотеках активно используется такая наглядная форма, как книжная выставка-игра. Ее цель — привлечение к книге и чтению через игру. Например, «Почитаем — поиграем», «Читаем, мастерим, играем», «Любимые книжки — любимые игрушки» и т.д. Сначала такие выставки оформляли в основном для дошкольников и младших школьников. На выставку рядом с книгами помещали игрушки, изображающие героев книг.

     У большинства детей этого возраста техника чтения еще слабая. Они быстро устают от чтения, и тогда, могут взять игрушки с выставки и разыграть с ними только что прочитанные ситуации, а также придумать свое продолжение. Это не только помогает ребенку отдохнуть от чтения, но и способствует воспитанию культуры чтения.

     С помощью такой выставки можно провести в библиотеке «литературные прятки». Перед началом игрушки с выставки необходимо убрать на другой выставочный стеллаж или стол. Во время игры библиотекарь задает вопросы. Ребенок, угадавший, о каком герое идет речь, называет его имя, автора и название книги. Затем он подходит к стеллажу с игрушками, находит отгаданного героя и ставит его рядом с книгой на выставку. Литературные прятки заканчиваются, когда последняя игрушка занимает свое место рядом с книжкой.

     В последние годы в детских библиотеках заметно увеличилось число посетителей-детей, которые не любят и не хотят читать, а в библиотеку приходят потому, что там уютно, тепло, светло, и пускают бесплатно. Как правило, это дети из неблагополучных семей, которым просто некуда больше идти. Такие дети с удовольствием играют в настольные игры в специально оборудованном уголке-игротеке, просматривают журналы, комиксы. Книжная выставка-игра поможет библиотекарю привлечь таких детей к чтению, заинтересовать книгой.

     Книжная выставка-экспозиция — это синтез библиотечной и музейной выставки. Предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют более глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка, более глубокому пониманию и восприятию представленных на ней документов. Причем предметов и аксессуаров здесь значительно больше, чем на обычной библиотечной выставке, а книги и другие документы удачно вписываются в экспозицию. Например, можно оформить выставку-экспозицию «Съедобная рассыпуха» в форме русской печи, используя для оформления старинные чугунки, глиняную посуду, вышитые полотенца, домотканые половички. На широкой деревянной скамье у «печки» разместить плетеные корзины, в которые положить книги, рассказывающие читателям об особенностях культуры и быта русского народа. На одну из корзин прикрепить название «Лукошко рецептов», а саму корзину заполнить книгами с рецептами русской кухни.

     Сверху можно повесить плакат-призыв: «Сам себе состряпай блюдо, кушай — хорошо иль худо». На лежанку печи положить куклу — домовенка Кузю, а около него — сундучок с кулинарными загадками. Над сундучком — надпись: «Шевелись, не уставай и загадки отгадай!»

     Для читателей, желающих проверить свои знания блюд русской кухни, можно разработать кроссворд «Вкуснятина!» Такая выставка-экспозиция привлечет внимание многих читателей и будет полезна не только детям, но и взрослым. Около такой выставки можно проводить интересные беседы, громкие чтения, библиографические обзоры, викторины, детские утренники и праздники. Уместно будет использовать при этом элементы кукольной театрализации. Например, домовенок Кузя может «ожить», слезть с лежанки и пригласить детей и взрослых к себе в гости, на праздник «В гостях у домовенка Кузи», на котором он будет главным действующим лицом.

     Можно разработать и оформить интересную выставку-экспозицию, посвященную собакам. Назвать ее — «Сто друзей ста мастей» или «О тех, кто лает». Из фанеры или картона «построить» собачью конуру, рядом с ней «посадить на цепь» собачку (мягкую игрушку).

     Другая собачка может «охранять» ящичек с книгами о собаках, третья — предлагать читателям зоокроссворд.

     Кроме книг, статей из газет и журналов, на выставке можно представить настенные календари, календарики и открытки с изображением собак, детские поделки и рисунки. Для оформления книжной выставки-экспозиции могут быть использованы самые разные, порой неожиданные материалы. Например, фотообои с изображением красивого осеннего леса.

     Оформленная на этом фоне выставка «Осенняя симфония» произведет приятное впечатление на читателей библиотеки, привлечет их внимание к представленным материалам.

     Книжная выставка-ателье является разновидностью выставки-экспозиции. Здесь мы не только представляем книги и журналы для умеющих или желающих научиться шить, но и воссоздаем уголок мастерской-ателье. В этом нам помогут различные атрибуты и инструменты портных: манекен, ножницы, портновские линейки и лекала, лоскуты и нитки, швейная машинка (можно игрушечная), пуговицы и др.

     Циклы книжных выставок целесообразно использовать в библиотеках в том случае, если выбранная тема очень обширна и требует поэтапного раскрытия. Традиционным для библиотек, обслуживающих детей, может стать цикл экологических книжных выставок «Времена года», состоящий из четырех сменяющих друг друга выставок:

1. «Ура! Пришла весна - красна!»

2. «Опять смеется лето».

3. «Осень — рыжая подруга».

4. «Зимняя сказка».

     Интересным и познавательным для детей будет цикл выставок «Биография вещей» или «Необыкновенные истории обыкновенных вещей», который может включать в себя выставки, посвященные самым разным предметам и вещам, например:

• «Шапочное знакомство» (о головных уборах);

• «Два сапога — пара» (об обуви);

• «Гвоздь программы» (о гвоздях);

• «Пуговицы — предмет необходимый» и т.д.

     Лучше планировать цикл выставок на год, выделив для них определенное место в библиотеке. Если выставки данного цикла пользуются успехом у читателей, можно продолжить его в следующем году. Циклы книжных выставок позволяют предоставлять необходимую информацию регулярно и систематически.

 

DSC00018

                      

DSC00019

DSC00509

DSC00593

DSC00685

SAM_0181

33305_1m

33305_2m

33305_3

33305_4m

33305_6m

33305_7m

33305_8

33305_9m

33305_10m

33305_11m

 

 

Обновлено (27.10.2012 17:34)

 
Баннеры

expo2017

Prezident

ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - ЛИДЕРА НАЦИИ Н. А. НАЗАРБАЕВА НАРОДУ КАЗАХСТАНА

                                 
                                                                                       
                               
                               
                                
                                       
                       
GIH
КГУ "Централизованная библиотечная система Зыряновского района" Адрес: ВКО, г. Зыряновск, ул. Тохтарова, 4 Телефон: 8-72335-67589, 8-72335-68339 http://zyrcbs.kz