banner
Главная Копилка методиста

Атака мозговая (мозговой штурм)  - интеллектуальная игра, требующая от участников в минимальные сроки предложить идеи (варианты) решения определенной задачи.

Аукцион литературный - литературная игра, где копируются правила настоящих аукционов: выигрывает тот, чей правильный ответ на предложенный вопрос будет последним и самым полным. В «торги» вступают знатоки литературных произведений. Самые начитанные получают возможность «купить» книгу. Для проведения игры необходимо заготовить книги для «продажи», а также вопросы, на которые будет предложено ответить участникам аукциона. Например; перечислить названия книг, где в заглавиях встречается цифра (цвет, имя, кличка животного и т.д.). На аукцион могут быть выставлены и «вещи» литературных героев.

Бенефис писателя - библиотечный вечер, на котором чествуется писатель. Главное условие - непременное участие героя. В рамках встречи литератор ведёт диалог с читателями, звучат фрагменты литературных произведений, презентуются новые издания, уместны инсценировки и викторины по теме.

Бенефис читателя - комплексное мероприятие в честь одного из читателей. Герои библиотечной встречи -  читатели, имеющие ярко выраженный интерес к какой-либо области знаний (истории, технике, медицине и др.) или жанру (фантастика, поэзия и др.). Читатель-бенефициант должен отвечать определённым требованиям: быть всесторонне развитой, яркой личностью. Готовясь к бенефису герой организует выставку (с помощью библиотекаря) прочитанных книг или книг по принципу его читательских предпочтений. Во время мероприятия бенефициант расскажет, когда, где и почему началось его увлечение темой (жанром), поделится своей методикой выбора книг, даст оценку прочитанному. В качестве «оппонентов» выступают читатели - ровесники и руководители детского чтения. Оппоненты заранее знакомятся с кругом чтения героя, готовят вопросы. Бенефициантами могут быть и знаменитые (писатели, художники артисты, политики и др.), а также малоизвестные, но интересные люди - коллекционеры, путешественники, многодетные матери и др. Бенефис читателя - эффективное средство пропаганды лучших читателей, повышения их престижа в глазах сверстников.

Беседа  - рассказ (сообщение) библиотекаря на определённую тему. Различают тематические беседы, беседы о книгах. Беседа должна ставить вопросы, пробудить у ребят желание найти ответы и поддерживать интерес к теме.

Беседа о прочитанных книгах - разговор с читателем при возвращении книги. Библиотекарь заранее продумывает вопросы. Первый вопрос должен побуждать ребёнка проявить своё отношение к книге или вспомнить наиболее понравившиеся места в ней. Завязать разговор с читателем младшего возраста помогают, например, такие вопросы: «Что тебе понравилось в книге? Когда ты особенно волновался и переживал?» В беседе со старшими ребятами нужно избегать наводящих  вопросов, которые могут оттолкнуть читателя, вызвать нежелание вести беседу. Вопрос может подсказать заглавие книги: «Удачно ли, по-твоему, названа книга?». Если есть возможность сравнить героев прочитанной книги, возможен такой вопрос: «Кто из героев книги тебе больше понравился и почему?» Иногда начать разговор помогает вопрос об отношении автора к своим героям. Если библиотекарь не уверен, что читатель вступит в беседу о прочитанном, он не дожидаясь отзыва читателя, сам делится впечатлениями о книге, тем самым вызывая читателя на разговор. В ходе диалога библиотекарь выясняет, что полезного извлёк читатель из книги, как он её оценивает, использовал ли полученные знания в практической деятельности, почему читателя не удовлетворила рекомендованная книга и т. п.

Вечер - вечернее собрание, дружеская встреча целью развлечения. Могут быть литературными, музыкальными, песенными, танцевальными, поэтическими  и т д.

Вечер вопросов и ответов - комплексное мероприятие актуальной тематики (общественно - политические события, достижения науки, литературы и искусства, медицины, этические проблемы и т.д.). Выбор темы определяется местными условиями, необходимостью привлечь внимание читателей к определённым вопросам. В период подготовки библиотекарь составляет вопросы и знакомит с ними читателей (размещает на книжных выставках, плакатах, объявляет устно), организует книжные выставки, проводит обзоры, беседы (индивидуальные и групповые). Вечер открывает ведущий. Он кратко говорит о теме, характере имеющихся вопросов, информирует  о порядке ответов, представляет консультантов, задает вопросы, предварительно систематизируя их в определенном порядке. Он же подводит итоги высказываний по  каждому вопросу, в случае необходимости делает поправки и рекомендует литературу, которая поможет разобраться в теме. Когда вопросы исчерпаны, подводятся итоги.

Вечер литературный - комплексное мероприятие, основанное на литературных произведениях, с использованием разнообразных приёмов, элементов игры, театрализации, импровизации. В основе вечера лежит литературный сценарий. Его можно посвятить любой теме или знаменательной дате. В канву мероприятия могут вписаться литературно-музыкальная композиция, выступление писателя, искусствоведа, историка, актера. Желательно, чтобы каждый новый отрывок или цитата произносилась другим чтецом – разница тембров голосов создает дополнительный положительный эффект для восприятия смысла. Для вечеров характерны уютная обстановка, доверительные, дружеские отношения, стремление подчеркнуть неформальный характер общения. Нередко они проводятся при свечах, с чаепитием. Вечер может быть стилизован (гостиная, салон, бал, парад и т.д.). Форму подскажет поэтика автора, тип и вид издания, жанр книги, стиль эпохи, традиции страны. Литературные вечера могут быть разными по масштабу привлечения читателей - от имеющих большую аудиторию до носящих камерный характер.

Вечер-портрет - комплексное мероприятие, посвящённое конкретной персоне - выдающемуся деятелю литературы, искусства, науки. Библиотекарь преследует цель не только призванное с творчеством героя мероприятия, но и рассказать о том,  какой он человек, откуда его корни, рассказать о его семье и т.д. Одним словом «нарисовать его портрет всеми возможными средствами». Центральным элементом оформления вечера является собственно портрет героя.

Викторина - интеллектуальная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей знаний с целью расширения образовательного кругозора читателей. Разновидности тематические, литературные, музыкальные, тестовые, сюжетные. Библиотекарь заранее готовит вопросы, учитывая возраст детей уровень их знаний. Количество вопросов определяется заранее, они должны быть конкретными и связанными одной темой. Победителем викторины признаётся читатель, давший наибольшее количество правильных ответов. Организаторы озабочены обеспечением зрелищной привлекательности викторины: элементы театрализации, использование компьютерной и аудио- и видеотехники.

Встреча с интересным человеком - специально организованный диалог читателей с незаурядной личностью (писателем, общественным деятелем, представителем профессии, путешествие, героем и др.), в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме).

Гостиная - комплексное мероприятие, оформленное как тематическая встреча в камерной обстановке. Различают поэтические музыкальные, театральные гостиные. Сбор гостей сопровождается музыкой, достаточно тихой, мелодичной, мягких ритмов. Хозяева гостиной помогают всем удобно расположиться, каждого одаряют улыбкой, приветствуя. Представление гостей может быть остроумным, шутливым, серьезным, веселым.

Тематика гостиной определяет и тематику разговоров, музыкальные или поэтические фрагменты, слайды или советы. В гостиной всегда звучат анекдоты - остроумные короткие рассказы. Театральная гостиная может быть костюмирована, уместны сцены из спектаклей, элементы театрального капустника. м. также Салон.

День библиографии - комплексное мероприятие, обеспечивающее информирование пользователей о библиографических источниках поиска литературы на основе использования рекомендательных пособий и справочно-библиографического аппарата. Включает выставку-просмотр, обзор, консультации.

День информации - комплексное мероприятие, обеспечивающее информирование пользователей о текущих поступлениях в библиотеку за определенный период (месяц, квартал и др.) или по актуальным проблемам. Включает: открытый просмотр литературы, расположенной в тематических разделах; обзоры, консультации и рекомендательные беседы сотрудников библиотеки. Хорошим информационным дополнением могут стать: бюллетень новых поступлений в фонд, закладка в некоторых изданиях, списки литературы. На Дне информации дежурит библиотекарь (библиограф). Принципы организации: систематичность, стремление к наиболее широкому ознакомлению с новыми поступлениями литературы, полнота представления. Продолжительность проведения мероприятия от одного до трех дней. О Дне информации библиотекарь заблаговременно оповещает читателей.

День специалиста (декада специалиста) - комплексное мероприятие для широкого информирования читателей о литературе по конкретной специальности (учителей, экологов и др.) или по межотраслевой тематике, представляющей интерес для специалистов нескольких профессий. Включает: открытые просмотры и тематические выставки литературы по специальности; библиографические обзоры, консультации и встречи с выдающимися представителями профессий, лекции, выступления, экскурсии, широкое обсуждение профессиональных проблем, диспуты, видеопросмотры. В зависимости от продолжительности различаются: Неделя специалиста, декада специалиста. Важно обеспечить выдачу необходимых источников или их копий во время мероприятия или непосредственно после него.

Игра - специально организованное развлечение, состязание по заранее согласованным и определенным правилам. Разновидности: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделирующая, интеллектуальная, развлекательная и тд. Ряд форм массовой работы насыщен игровыми элементами. Это викторины, литературные путешествия, конкурсы внимательных и начитанных, литературные аукционы, парад литературных героев, литературные загадки и  т.д. Занимательность игровых форм не тождественна развлекательности.

Игра библиографическая - специально организованное развлечение, содействующее развитию информационно-библиографической эрудипии читателей. Библиографические игры стимулируют обращение детей к справочной литературе, библиографическим пособиям, помогают приобрести навыки самостоятельной работы с книгой.

Игра литературная - специально организованное развлечение, содействующее развитии литературной эрудиции читателей. Разновидности: ролевые (перевоплощение читателя в литературного героя) и интеллектуальные (в их основе лежит процесс «разгадывания» книги, ее автора, героев). Популярны такие формы, как литературные загадки (угадывающие произведения и автора по отрывку из книги, по книжной иллюстрации, по портрету писателя); викторины (занимательные вопросы по содержанию книги, развивающие память,  сметливость у детей). Игры возможны в работе с читателями всех возрастных групп. Определив тему игры, библиотекарь готовит вопросы и задания. Вопросы игрового характера должны сочетаться с вопросами, позволяющими библиотекарю оценить, как восприятию читателями художественное мастерство автора, как дети представляют себе литературные образы, описания. Сценарный план игры: конкурсы, викторины, подвижные и музыкальные паузы в определенной последовательности. Оформление библиотечного помещения предполагает: книжную выставку рисунки, поделки, карты, схемы, отзывы, сообщения ребят.

Игра-путешествие - маршрутная игра, игра на преодоление этапов, игра по станциям, игра-эстафета. Цель игры-путешествия  - усилить впечатление, придать содержанию необычность, обратить внимание детей на то, что не замечается ими. Обязательный элемент — процедура целенаправленного движения группы участников по определенной схеме обозначенной в маршрутном листе, к особенностям игры-путешествия относятся; превращение группы читателей в экипаж путешественников где у каждого своя роль; разработка маршрута путешествия и его оформление в виде красочной карты, где обозначены остановки, имеющие интересные названия; выбор транспорта, с помощью которого совершается путешествие. На остановках происходят основные действия сюжета, которые реализуются за счет использования различных форм, методов, приемов, видов деятельности. Пройденные остановки на карте могут отмечаться флажками или другими знаками. Тематика игр-путешествий может быть различной.

«Качели дискуссионные» - диалог-обсуждение, построенный на  имитации раскачивающихся качелей; два партнера поочередными толчками раскачивают доску-качели; чем сильнее толчок, тем выше взлет качелей. Партнерами становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга. Предметом обсуждения на «дискуссионных качелях» может быть все, что окружает и занимает детей, что происходит с ними в каникулы, книги, животные, родители, уроки, музыка, а также сквернословие, драка и т.п. Обсуждаться могут ситуативные вопросы проблемные темы конфликтные коллизии. Дискуссионные качели могут иметь предварительно оглашенные правила поведения: правило одного класса, правило плюрализма, правило деликатности и т.п. После того как предложен вопрос для обсуждения, участники от каждой группы поочередно высказывают суждения. Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, библиотекарь поддерживает ход и ритм дискуссионных качелей, пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. По завершении дискуссии подводятся ее итоги.

КВН (клуб веселых и начитанных) - познавательно-развлекательная командная игра-соревнование. Обычно принимают участие две команды подростков по 10-15 человек. Структура КВН: приветствие команд разминка (блиц-опрос викторина), конкурсы (литературные, интеллектуальные, задания на смекалку), конкурс капитанов конкурс на лучшее домашнее задание.

Композиция литературно-музыкальная - комплексное мероприятие посвященное определенной теме либо персоне. Сценарий обычно состоит из занимательных сведений расположенных в определенном порядке, поэтических и музыкальных фрагментов. Желательно оформить книжно-иллюстративную выставку, экспозицию живописного, декоративно-прикладного искусства. Если есть возможность — использовать компьютерную проекцию. Оформление интерьера должно быть простым и строгим; журнальный столик, несколько стульев и банкеток.

Конкурс - личное или командное соревнование с целью выявления лучших участников, исполнителей, лучшей работы и т.д. Конкурс может быть самостоятельной формой работы (литературный, поэтический, фольклорный, музыкальный, экологический) или составной частью комплексного мероприятия, праздника, игры. Основные вопросы, требующие решения библиотекаря: определение участников (отдельные участники, команды); подбор заданий (от 1 до 12) с разной степенью сложности; создание коллегиального органа для оценки деятельности соревнующихся (жюри, ученый совет, совет мудрейших и т.п.); определение критериев оценки; выбор награды для победителей (грамоты, дипломы, призы, подарки, медали и т. д); подбор реквизита, оформление помещения, приглашение болельщиков и пр.

Лекция - публичное выступление – монолог, демонстрирующее совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Как правило, затем следуют ответы на вопросы аудитории.

Лото литературное - специально организованное состязание в знании литературы по правилам традиционного лото. В лото играют две команды с равным числом игроков. Представитель команды выбирает из заранее подготовленного набора карточку с заданием зачитывает вслух. Задания на карточках — тексты из литературных произведений разных авторов. По стилю повествования и содержанию играющие должны определить откуда взяты  эти строки и кто их автор. Если ответ, по мнению жюри, верный, то игрок заштриховывает одну клетку своего игрового поля. Выигрывает та команда, которая заштрихует раньше (больше) клетки своего поля.

Марафон – цикл массовых мероприятий, объединенных общей тематикой. Спортивное название оправдывает преодоление некоего маршрута от старта к финишу, наличие препятствий, состязательный характер. Интеллектуальные вопросы и творческие задания, разнообразные конкурсы составляют программу библиотечного марафона, который может длиться несколько дней. В марафоне принимает участие большое количество читателей.

Обзор библиографический - публичное устное сообщение о наборе документов, сделанное в виде связного повествования с краткими характеристиками содержания документов. Различают обзоры: информационные, рекомендательные, тематические, персональные, обзоры книг журналов, библиографических пособий, специальных видов литературы и других документов. Библиотекарю надо помнить, что обзор -  это связный и последовательный рассказ. Поэтому важно находить точки соприкосновения между отдельными документами, логику перехода в информировании или рекомендации. Как правило, обзор состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Чтобы овладеть вниманием аудитории, можно начать обзоре вопроса к читателям, например о его теме, цели. Во вводной части обзора дается характеристика темы, поясняются ее значение, принцип отбора литературы, ее группировка в структуре обзора. В основной части — рассказ о самих произведениях. О каждом из них сообщаются сведения (фамилия автора; выходные данные; целевое и читательское назначение; наличие справочного аппарата; аннотация, раскрывающая содержание произведения; рецензии на произведение, если они есть). В заключительной части подводится итог всему сказанному, могут быть дополнительно названы издания, близкие по содержанию к теме обзора, а также предложены библиографические пособия этой же тематики. Общие методические требования к обзору: художественная ценность отобранных книг, занимательность и доступность изложения стремление активизировать слушателей, возбудить у них желание самостоятельно прочитать рекомендованные книги. Обзор является самостоятельной формой работы, но часто он проводится у книжной выставки, предваряет или завершает литературный вечер, обсуждение книги, литературные игры.

Обсуждение книг - коллективный анализ и оценка произведений художественной и отраслевой литературы группой читателей совместно с библиотекарем, автором, критиком и т. п. форме свободной дискуссии. Читатели участвуют в обсуждении добровольно, с разной степенью активности и инициативы. Важным является выбор книги для обсуждения. Нужно хорошо знать читателей: их возрастные особенности, интересы, потребности, уровень подготовки.

Обновлено (19.05.2011 17:26)

 
Баннеры

expo2017

Prezident

ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - ЛИДЕРА НАЦИИ Н. А. НАЗАРБАЕВА НАРОДУ КАЗАХСТАНА

                                 
                                                                                       
                               
                               
                                
                                       
                       
GIH
КГУ "Централизованная библиотечная система Зыряновского района" Адрес: ВКО, г. Зыряновск, ул. Тохтарова, 4 Телефон: 8-72335-67589, 8-72335-68339 http://zyrcbs.kz