banner
Главная Копилка методиста
     За последние два десятилетия библиотечное обслуживание претерпело значительные изменения, связанные с использованием компьютеров, цифровых систем и Интернета. Никогда еще ресурсы библиотеки не были такими доступными как сейчас. Новые технологии упрощают процессы передачи запроса, получения и доставки информации. Однако, с ростом использования электронных ресурсов снижается посещаемость библиотек. Нынешнее поколение выросло с компьютерами и легко ориентируется в виртуальной реальности. Для него Web – это не только источник информации, но и место общения, сотрудничества и самовыражения.  Это заставляет библиотеки искать инновационные подходы к обслуживанию и побуждает предоставлять услуги методами, удобными для читателя.
      Большинство новых сервисов, внедренных в библиотечное обслуживание в последние несколько лет связаны с использованием технологий Web 2.0.
      Появление и широкое употребление термина Web 2.0 связано с именем  Тима О’ Рейли, который в 2005 году написал статью «Что такое  Web 2.0», где охарактеризовал основные отличия Интернета нового поколения
      Библиотекари быстро подхватили идеи Web 2.0, и уже в 2006 году концепция термина «Библиотека 2.0» появилась в блоге «Library Crunch» Майкла Кесси. Она подразумевала под собой проведение аналогий с понятием Web 2.0. Но именно введение такого понятия позволило взглянуть на возможности библиотеки инновационно, и перевернуть представление о библиотеке как об объекте использования, дать библиотекарям один из инструментов, позволяющих формировать своего читателя, идти за ним туда, где тот ищет информацию, и возвращать его к себе.
      Внедрение инноваций, становление на рельсы «ДваНольности» дает возможность библиотеке найти своего читателя в Интернете, в игровом пространстве, в социальных сетях и даже в музыкальном плеере.
      В своем докладе я хочу наметить пути и направления возможного исследования на нескольких примерах использования библиотеками технологий Web 2.0.
      Самый известный проект Web 2.0 это Википедия.
      Википедия — свободная энциклопедия, создаваемая совместными усилиями добровольцев. Она работает по технологии «вики» — это такой веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом.
Википедия – мощный самоорганизующийся ресурс. Она пополняется актуальной информацией с максимально большой скоростью и позволяет любому пользователю получить доступ к самой свежей информации. Это один из самых спрашиваемых справочных ресурсов в настоящее время.      Ее развитие возможно именно благодаря возможности редактирования в случае нахождения неточности, опечатки, или фактологической ошибки.
      Web 2.0 предоставляет уникальную возможность: в истории правки можно увидеть предыдущие версии редактирования и не согласиться с внесенными изменениями, вернув предыдущую версию.
      Процесс формирования википедии является действенным инструментом самоорганизации читателей (пользователей «жестких» неизменяемых источников информации).
      На первый взгляд изменяемый контент википедии не дает библиотеке возможности включения в этот процесс, так как основная задача библиотек – сохранение: сохранять оригинальные тексты и являться гарантом подлинности информации.
      Но и в этом проекте библиотека может принять активное участие и привлечь своего потенциального читателя. Так, например, интересный совместный проект был создан немецкоязычной википедией совместно с Библиотеками Германии.
      В википедии более 20% от общего числа статей посвящены людям (персоналиям). И когда возникла идея издать этот ресурс на компакт-диске, стало необходимо провести дополнительную работу по систематизации данных с целью представления их в различных форматах.
Для реализации этого проекта возникла идея связать статьи в википедии с библиотечными авторитетными файлами. Немецкая национальная библиотека согласилась участвовать в воплощении этой идеи.
      Были сделаны некоторые программные изменения и создан инструмент для сравнения библиотечных записей с метаданными википедии. Таким образом, каждый пользователь мог самостоятельно провести работу по сравнению статьи с данными авторитетного файла и создать между ними связь.
      Кроме того, ссылки из википедии теперь приводят читателей в каталог НБ Германии. Теперь любой пользователь википедии может легко стать пользователем национальной библиотеки.
      Если говорить о самоорганизации профессионального библиотечного сообщества, необходимо отметить такой инструмент Web 2.0 как блоги.
      Блог  — это сайт, представляющий собой онлайн дневник, в котором в обратном хронологическом порядке опубликованы записи, или, как их еще называют, посты. Еще одной важной особенность блога является то, что читатели могут публиковать свои комментарии к сообщениям, что делает блог уникальным интерактивным ресурсом.
      Для чего блоги используются библиотекарями?
      Чаще всего это простой инструмент для публикации новостей библиотечного мира. Это альтернатива библиотечного сайта. Для «продвинутых» библиотекарей блог - это еще одна возможность для рекламы библиотек и их сервисов. Еще одной важной особенностью блога является то, что читатели могут публиковать свои комментарии к сообщениям, что делает блог уникальным интерактивным ресурсом.
Блог «Мышь библиотечная», здесь представлены по большей части профессиональные материалы, переводы любопытных публикаций, поднимаются вопросы на дискуссионные темы. И что радует – дискуссии подчас развиваются бурные и живые, а результат их отражается на научных конференциях.
      Блог зарекомендовал себя, как эффективный инструмент межпрофессионального общения, способствующий личному профессиональному росту и совершенствованию, дающий возможность самовыражения, стимулирующий творческую активность.
      В связи с ростом благосостояния населения и удешевлением фототехники особой популярностью пользуются фото и видео сервисы, построенные на технологии Web 2.0.
      Это подразумевает, что пользователь максимально легко может загрузить фотографии со своего мобильного телефона (или другого источника) и поделиться ими со всем миром. Он может выделять на них объекты и описывать их отдельно, может помечать их метками (ключевыми словами). Он также может предоставить это право другим пользователям интернета, и друзья или малознакомые люди оставляют комментарии, подписываются на обновления любимых авторов и прочее.
      В русскоязычном пространстве эту функции выполняет в основном ФОТО@mail.ru
      Огромной популярностью в виртуальном пространстве пользуется "чат-сервис". Его преимущество перед e-mail состоит в том, что общение происходит в режиме реального времени и читатель получает ответ на вопрос в тот момент, когда это ему необходимо, а не через несколько часов.
      Виртуальный чат – наряду с текстовыми сообщениями, это основной способ коммуникации молодого поколения. В библиотечном обслуживании его используют в справочно-информационной работе. К реальному общению добавляется виртуальное, которое поначалу осуществлялось в библиотеках через e-mail. Уже сейчас библиотеки могут использовать также и видео-чат, что придаст человеческий оттенок общению и позволит лучше понять нюансы запроса читателя через его невербальные сигналы. Для того, чтобы оперативно ответить на вопрос пользователя библиотеки, некоторые организации используют сервисы для мгновенного обмена сообщениями.
Социальные сети: Интернет - сообщества Facebook, Мой мир, Одноклассники и другие испытывают бум в количестве пользователей, поскольку становятся местом социального общения, облегчают получение нужной информации, а также дают уникальную возможность людям выразиться и найти друзей по интересам.  Создание  сайтов в социальных сетях - это определенного рода способ установить неформальный контакт с читателями, снять у них барьеры общения, ответить на их вопросы и предложить полезную информацию.
      В социальной сети «В Контакте» активно функционируют такие группы как «С книжкой под мышкой, Или "Как пройти в библиотеку?"; «Любители чтения и библиотеки», «Библиотекари тут!!!»; «Библиотекари – Объединяемся!», «Любители читать книги на КПК» и др.
Современные библиотеки в своей работе широко используют аудиокниги. Объяснять термин «аудиокнига», особой нужды нет. Это та же литература, только в звуковом варианте. Если говорить техническим языком, то она представляет собой ряд файлов, куда помещается начитанная профессиональным актером или автором книга объемом 250–300 страниц со средним временем звучания 8–9 часов.
Для людей с плохим зрением аудиокнига давно не новость, и они давно ей пользуются. Ведь самое главное преимущество такого "чтения " - отсутствие какой-либо нагрузки на глаза! А при современной компьютеризации большинству из нас приходится проводить за монитором большое количество своего времени, в таком случае, аудиокнига просто находка!
      Фонд библиотеки должен содержать достаточное для удовлетворения реальных потребностей пользователей количество дисков по различным отраслям знаний. Прежде всего, это базы данных энциклопедического, справочного, учебно-методического характера. Особое место занимают диски общекультурной тематики и диски по искусству, так как для них по большей части характерны обширное представление на одном носителе произведений конкретного автора, глубокий биографический и исторический комментарий, критические и другие дополнительные материалы по теме, прекрасное качество иллюстративного ряда.
      Формирование полноценной человеческой личности невозможно без усвоения опыта предшествующих поколений. Своеобразной «стартовой площадкой» для формирования исторического сознания является изучение истории родного края.
      Библиотеки являются хранителями этих многочисленных традиций и по праву выступают в качестве одного из важнейших элементов системы духовного воспроизводства общества, накапливая и передавая письменную традицию об историческом опыте формирования общественных отношений и культуры различных народов. Поэтому, одним из приоритетных направлений краеведческой деятельности библиотек является популяризация локальной истории и приобщение своих многочисленных читателей к комплексной и достоверной информации о прошлом своего края и региона в целом.
      Деятельность современной библиотеки, в том числе и библиотечное краеведение, уже немыслимо без использования новых информационных технологий, позволяющих облегчить доступ читателей и пользователей к необходимой им краеведческой информации.
Электронные ресурсы по краеведению на Web-страницах представлены многоаспектно: создаются базы данных, электронные каталоги, ролики, презентации
      Современные  библиотеки  не только используют в своей работе официальные электронные издания, но вполне способны создавать свои собственные информационные ресурсы. Конечно, это процесс трудоемкий, зато мы его создаем специально для себя – он идеально подходит для нашего мероприятия и для целей, которые мы перед собой поставили.
      Правовая информация - одна из основ правовой культуры; ее широкое распространение и восприятие является важнейшим фактором формирования нового правосознания  граждан. Библиотека является посредником между органами местной власти и местным населением в части доведения информации.
     Библиотека предоставляют населению нормативную, правовую, социально значимую информацию; обеспечивают доступ к правовым электронным ресурсам – справочным правовым системам, правовым базам данных и электронным справочникам, правовым ресурсам Интернет
В своей работе вы можете использовать сайты Интернета не только для подбора материала, но и для проведения таких мероприятий таких как:  обзор Интернет сайтов для учителей, путешествие по интересным сайтам, виртуальные экскурсии, акции «Интернет в подарок», семинар для домохозяек «Наши хобби в Интернете», виртуальные путешествия по музеям мира и т.д.
      Например,  проведение информ-минутки: оформить тематическую выставку, создать презентацию с Интернет сайтами, пригласить учителей. Показали им презентацию, рассказали о выставке. Затем в течении дня предоставляется по 15 минут бесплатной работы в Интернет для каждого учителя.
      Функционирование любой современной библиотеки во многом зависит от ее восприимчивости к технологическим инновациям. Возможности же для их развития в библиотеках создает широкий спектр новых информационных технологий
 
Баннеры

expo2017

Prezident

ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - ЛИДЕРА НАЦИИ Н. А. НАЗАРБАЕВА НАРОДУ КАЗАХСТАНА

                                 
                                                                                       
                               
                               
                                
                                       
                       
GIH
КГУ "Централизованная библиотечная система Зыряновского района" Адрес: ВКО, г. Зыряновск, ул. Тохтарова, 4 Телефон: 8-72335-67589, 8-72335-68339 http://zyrcbs.kz